Опубликовано ср, 19/03/2025 - 12:10
История Jordan Brand – неиссякаемый источник ярких воспоминаний и курьезных историй. Какие-то из них вы наверняка слышали, о каких-то узнаете впервые, а какими-то, вполне возможно, поделитесь в комментариях.
Охватить их все невозможно, и, тем не менее, всегда кажется, что их недостаточно.
1. Автомобили были главным вдохновением Джордана с самого начала
Майкл никогда не скрывал своей любви к роскошным автомобилям. Эта страсть стала ключевым источником вдохновения для создания множества силуэтов его именных моделей: Air Jordan VI (вдохновлен Porsche 911), Air Jordan XIV (Ferrari F355 и 550 Maranello), Air Jordan XVII (Aston Martin), Air Jordan XXI (Bentley Continental GT Coupe).
Более того, предоставление личного автомобиля было одним из обязательных пунктов первого контракта с Nike, подписанного Майклом в 1984 году. С тех пор прошло немало времени, и Джордан значительно пополнил свою коллекцию спорткаров.
2. Фирменная расцветка Air Jordan I разочаровала Майкла
«Черно-красная эстетика» первой именной модели не только определила развитие линейки Air Jordan, но и кардинально изменила историю маркетинга. Если бы не она, не было бы истории с «запрещенными» кроссовками и всех последствий, которые подразумевал этот нестандартный ход.
Однако на первоначальной презентации сочетание черного и красного не вызвало у Майкла особого энтузиазма. Сначала он назвал эту расцветку «дьявольской» и отказался надевать кроссовки, так как они противоречили его религиозному воспитанию. Затем он заявил: «Я просто не надену это – буду выглядеть как клоун».
Здесь важно учитывать контекст: на момент выпуска именные модели кроссовок чаще всего выполнялись либо в классических пастельных тонах, либо в командных цветах (как, например, Converse Weapon для Мэджика Джонсона и Ларри Берда). Именно последний аргумент помог Nike убедить Джордана, что все в порядке, а черно-красное сочетание – это не что иное, как цветовая палитра «Чикаго».
3. Логотип Jumpman появился еще в 1985 году – он назывался Jordan Wrap Jumper
Всем известно, что знаменитый «парящий человечек» впервые появился на модели Air Jordan III в 1988 году. До этого момента отличительной чертой кроссовок Майкла был логотип под названием Wings, который украшал первые две модели.
Однако гораздо реже упоминают о том, что Jumpman не возник из ниоткуда – он ждал своего часа целых три года. Изображение существовало уже в 1985 году, называлось Jordan Wrap Jumper и даже появилось на одной из футболок в качестве концепта. Оно было более детализированным, чем версия 1988 года, а сам человечек был развернут в противоположную сторону.
4. Знаменитый инцидент в Италии задал тон новой палитре Air Jordan I и изменил подход Nike к производству
Летом 1985 года, в преддверии второго сезона за «Буллз», Джордан отправился с Nike в рекламный тур по Европе. Помимо остановок в крупных городах, таких как Лондон и Париж, делегация приземлилась в итальянском Триесте, где Майкл во время выставочного матча вдребезги разбил баскетбольный щит. Кадры получились эффектными не только благодаря невероятным аэродинамическим способностям Майкла, но и из-за непривычной оранжево-черной формы, в которой он играл.
В течение последующих десятилетий модель Air Jordan I в расцветке «Shattered Backboard» и ее многочисленные переиздания стали одними из самых востребованных у покупателей.
Кроме того, европейские приключения Джордана не обошлись без посещения многочисленных фабрик и дизайнерских бюро, что впоследствии повлияло на разработку следующей модели Air Jordan.
5. Оригинальные Air Jordan II – европейский продукт: они были изготовлены в Италии по испанской технологии
Несмотря на то, что Air Jordan II не входят в число моделей, обласканных народной любовью, они занимают особое место в истории бренда. Хотя пара была разработана в Америке, в ней использовались новые технологии производства резины, впервые созданные испанской компанией, а сами кроссовки – что стало единственным случаем в истории бренда – производились на фабриках в Италии.
По сути, это был премиальный продукт, отражавший индивидуальный стиль Джордана и его персонифицированный подход ко всему, что его окружало. Майкл хотел, чтобы модель получилась качественной, но при этом не выглядела вычурной. Именно по этой причине из первоначального дизайна убрали логотип Swoosh на боковой панели.
Air Jordan II стали переходной моделью в истории бренда, обозначившей сдвиг от просто качественного продукта к более индивидуальному подходу.
6. В промежутке между Air Jordan I и Air Jordan II был выпущен гибрид
Впоследствии совмещение элементов нескольких моделей стало своеобразной фишкой бренда (вспомните, например, модель Air Jordan 5 Rings), но создание самого первого гибрида оказалось вынужденной мерой.
В октябре 1985 года Джордан сломал плюсневую кость в ноге, и для него была разработана специальная версия кроссовок. Верхняя часть этой модели была взята от Air Jordan I, а дополнительная амортизация, плотное прилегание и подошва – от Nike Dunk. Именно в этих кроссовках Джордан набрал незабываемые 63 очка в матче плей-офф против «Бостон Селтикс».
7. У Air Jordan III изначально было другое название
Air Jordan III стали революционной моделью: появление логотипа Jumpman, первые кроссовки, созданные легендарным дизайнером Тинкером Хэтфилдом, уникальный «слоновий принт», технология Air Max, а также выпуск целой серии спортивных костюмов, которые превратили выход кроссовок в презентацию полноценной коллекции.
Однако изначально у модели было другое рабочее название – Air Jordan Revolution.
Сам Джордан до последнего момента не мог определиться с финальным названием, но в итоге решил не отходить от привычного подхода.
Во-первых, Майклу не понравилось, что в том же году вышла модель Nike Air Revolution с очень похожим названием, что, по его мнению, подрывало эксклюзивность его бренда.
Во-вторых, он хотел, чтобы выпуск его кроссовок ассоциировался с премьерными показами модных домов, которые он так любил. Те, в свою очередь, всегда придерживались традиционного минимализма в названиях, например, Prada S/S 1993 (Spring/Summer 1993 – весенне-летняя коллекция 1993 года).
8. «Слоновий принт» был не просто стилистическим решением
Тинкер Хэтфилд неоднократно подчеркивал, что именно дотошность Джордана, его требовательность к внешнему виду, качеству и удобству кроссовок сделали линейку Air Jordan такой, какой мы ее знаем сегодня.
Вот как он описывал появление на модели Air Jordan III вставок, имитирующих слоновью кожу:
«Это действительно стильно, но в данном случае стиль стал продолжением стремления к естественному комфорту. Майкл хотел выделяться на площадке, хотел, чтобы его внешний вид соответствовал его игре, хотел выглядеть безупречно. Поэтому на каждый матч он надевал новую пару обуви. Проблема заключалась в том, что даже на самой качественной коже со временем появлялись небольшие заломы – это естественный процесс, который называют периодом «разбивки» кроссовок. Мы решили найти способ если не избежать этого эффекта, то хотя бы замаскировать его. В процессе работы я наткнулся на изображение слоновьей кожи с ее характерными трещинками и морщинами. На его основе мы разработали принт, который использовали в тех частях модели, где заломы появлялись чаще всего. Это решение не только выглядело стильно, но и помогало скрыть следы интенсивной эксплуатации, которой Майкл подвергал свою обувь», – рассказывает Хэтфилд о простых причинах, стоящих за необычным дизайнерским решением.
9. Jordan Brand вышел на новый уровень еще до первого чемпионства Майкла
Это был беспрецедентный для своего времени пример, ведь тогда считалось, что главным двигателем продаж товаров, связанных со спортсменом, могут быть только его победы. Да, Джордан демонстрировал игру, невиданную ранее, побеждал в данк-контестах, но этого было недостаточно.
В 1989 году Air Jordan запатентовал фирменный знак и торговую марку Flight, что позволило Джордану выйти на новую аудиторию. После выпуска Air Jordan IV Nike переименовала фан-клуб Air Jordan в Air Jordan Flight Club, что дало возможность расширить ассортимент продукции для всех поклонников Майкла.
Под брендом Flight продавалась не только одежда, но и зонты, бутылки для воды, аксессуары для дома и многое другое. Flight Club позиционировался как эксклюзивное сообщество для избранных, с рассылкой специальных купонов и приглашениями на мероприятия с участием Джордана. Впоследствии Flight Club стал основой для мастер-классов и тренировочных лагерей Джордана, которые он часто проводил в самых неожиданных местах: на авиабазах, авианосцах и в огромных ангарах при фабриках, производящих его кроссовки.
10. «Icy Sole» часто ассоциируется с Air Jordan, но была разработана не для Майкла
«Ледяная подошва» – голубовато-прозрачный материал, который чаще всего ассоциируется с моделью Air Jordan XI. Несмотря на свою непрактичность (она быстро мутнеет и желтеет со временем), она раз за разом заставляет людей взъерошивать свою наличность ради всевозможных переизданий этих кроссовок.
Однако это один из тех редких случаев, когда дизайнерское решение не было создано специально для Джордана.
Все тот же Тинкер Хэтфилд разработал эту текстуру, работая над прототипом модели, которая позже станет одной из самых известных и желанных среди коллекционеров. Речь идет о Nike Air Mag, цена на которые зачастую достигает 28 тысяч долларов. Хотя, например, на Avito можно найти пару за 62 тысячи рублей.
Марти Макфлай, кстати, получил свои экземпляры бесплатно – в качестве бонуса к незабываемому путешествию «Назад в будущее».
11. Air Jordan выбирали даже супергерои
В эпоху расцвета Nike силуэты и модели бренда были настолько оригинальными и запоминающимися, что художникам по костюмам достаточно было взять пару премиальных кроссовок, немного доработать их, чтобы создать яркий кинообраз. Например, Зеленый Гоблин в фильме «Человек-Паук» 2001 года носил Nike Air Foamposite One.
Что касается Джордана, то его вкусовые предпочтения разделял даже Брюс Уэйн. В фильме Тима Бертона «Бэтмен возвращается» (1992) высокотехнологичные ботинки Бэтмена оказались ничем иным, как выкрашенными в черный цвет Air Jordan VI с прикрепленными к ним голенищами.
12. Ради своего продукта Джордан шел на жертвы
Во время второй игры финальной серии 1991 года против «Лейкерс» Майкл травмировал ногу. Особую пикантность ситуации добавляло то, что он играл в Air Jordan VI. Когда тренерский штаб заметил гримасу боли на лице Майкла и то, как он осторожно опирается на стопу, его спросили – не хочет ли он сменить обувь или наложить специальный бандаж, чтобы не усугубить травму.
Джордан не мог позволить себе поставить под сомнение репутацию бренда, который утверждал, что его кроссовки исключают саму возможность получения травм. Поэтому, недолго думая, Майкл произнес в ответ тренерам легендарную фразу: «Give me the pain» («Дай мне боль»).
13. Air Jordan VI были вдохновлены классической итальянской обувью
Если быть точнее, то блюхерами – это обувь с открытой шнуровкой и союзкой (верхняя передняя часть), скроенной из цельного куска кожи.
Джордан обожал элегантные итальянские блюхеры, поэтому, когда дело дошло до разработки дизайна очередной именной модели, он поставил перед Хэтфилдом и его командой сложную задачу. Он хотел, чтобы носок кроссовок был сделан из цельного куска кожи, без видимых боковых швов.
Сказать это было проще, чем сделать. В начале 90-х баскетбольные кроссовки создавались по определенным стандартам, и их конструкцию можно было изменять лишь незначительно. Однако дизайнерам пришлось практически «вплавить» цельный кусок качественной кожи в кожаный каркас.
Джордан остался настолько доволен результатом, что к этой же технологии вернулись при разработке Air Jordan IX.
14. Air Jordan VII – первые кроссовки Майкла без упоминания Nike
Созданные на основе геометрии пересекающихся плоскостей, украшенные узорами африканских племен и снабженные узнаваемой прорезью на щиколотке, Air Jordan VII были настолько самобытны, что Джордан и руководство компании пришли к решению полностью удалить с кроссовок все упоминания о Nike.
Надпись Nike Air осталась только на коробке – это был самый смелый шаг к отказу от ассоциаций с материнской компанией со времен Air Jordan II.
15. Джордан никогда не носил оригинальные Air Jordan IX, но навсегда увековечил их
Air Jordan IX были выпущены в ноябре 1993 года, как раз в момент, когда Джордан объявил о завершении карьеры. Пара разрабатывалась с учетом его дальнейших планов, и в качестве главного референта были использованы бейсбольные бутсы.
Кроссовки носил главный бейсбольный амбассадор Jordan Brand и капитан «Нью-Йорк Янкиз» Дерек Джитер, а также множество игроков НБА.
Однако сам Джордан так ни разу и не вышел на паркет в оригинальной версии Air Jordan IX (он играл в них в «Уизардс», но это было переиздание). Маркетинговую кампанию можно было бы признать провальной, а сами кроссовки – не самыми удачными в оригинальной линейке.
Но все изменилось, когда 1 ноября 1994 года перед «Юнайтед Центром» была представлена статуя Джордана. Бронзовый силуэт, запечатленный в фирменном прыжке, был обут именно в Air Jordan IX.
16. Вкусы Джордана и Спайка Ли совпадают
Оба называют XI своей любимой моделью во всей линейке. Аналогичного мнения придерживается и Тинкер Хэтфилд.
17. Единственный раз, когда Джордан носил кроссовки другой звезды
После того как Джордан надел Air Jordan XI в первых двух матчах полуфинала Восточной конференции 1995 года против «Орландо Мэджик», НБА оштрафовала Майкла на 5 тысяч долларов. Причина – нарушение правил ношения униформы: черно-белые кроссовки не соответствовали красно-черным цветам выездной формы «Чикаго».
Майкл решил не искушать судьбу и в третьем матче надел Nike Air Flight Ones, кроссовки, которые считались именной моделью одного из лидеров «Мэджик» Пенни Хардуэя.
Был ли это тонкий троллинг или спонтанное решение, мы уже не узнаем. Однако достоверно известно, что 12 мая 1995 года состоялся матч, в котором Джордан единственный раз в своей карьере обулся в именные кроссовки другого игрока.
«Конечно, он не просил у меня разрешения надеть их или что-то в этом роде. Он же Майкл Джордан. Он был главным парнем в лиге. Он просто попросил Nike дать ему что-то из обуви, как у этого парня. Когда я услышал об этом, то подумал: «Конечно. Сколько пар ему нужно? Нужны ли ему конкретно мои кроссовки?» – со смехом вспоминал Пенни.
18. Самая популярная модель Air Jordan оказалась вдохновлена женской обувью
Air Jordan XII, пожалуй, являются квинтэссенцией воли к победе, стоической уверенности в своих силах и готовности заплатить за успех любую цену. Обутый в красно-черные Jordan XII Майкл, в полуобморочном состоянии на плече у Пиппена, только что набравший 38 очков за 44 минуты в матче плей-офф против «Юты Джаз» – картина под названием «Flu Game» навсегда осталась в галерее легендарных образов НБА.
При этом история создания Air Jordan XII, вероятно, одна из самых романтичных, если не сказать романтизированных. За основу дизайна были взяты флаг Японии и расходящиеся от солнца лучи, а задник модели был сконструирован по подобию женской обуви начала XX века.
Тем не менее, Air Jordan XII стали самыми универсальными во всей линейке: их носили игроки самых разных позиций и специализаций. Нередко вся стартовая пятерка чемпионского состава «Чикаго » выходила на паркет именно в этой модели. Скотти Пиппену они настолько понравились, что ради них он отказался от Nike Air Max Uptempo, которые частично позиционировались как его именные кроссовки (Пиппен играл в них на Матче всех звезд).
Air Jordan XII и по сей день остаются одними из самых узнаваемых и популярных баскетбольных кроссовок.
19. Хэтфилд разрабатывал Air Jordan XIII без четких пожеланий. Итог – идеальное совпадение
Наверное, нет ничего удивительного в том, что человек, создавший дизайн для пятнадцати моделей Air Jordan, сумел сделать то, что понравилось Майклу. И все же здесь интересен контекст.
«Я искал основную идею где-то пару месяцев, пока у меня не появилось видение «Черной кошки». То, как Майкл двигался, его пластика, повадки, взгляд. Я сразу же полетел в Лос-Анджелес, где Майкл снимался в рекламном ролике. Набросал скетч и в перерыве между дублями уговорил его подойти и оценить. Показал ему презентацию, на которой были изображены две черные кошки, набросок кроссовка и рисунок подошвы, напоминавшей кошачью лапу. Когда он увидел скетчи и услышал слова о «Черной кошке», то остановил меня и спросил: «Откуда ты знаешь?». Я такой: «Откуда я знаю, что?» Он говорит: «Откуда ты знаешь, какое у меня прозвище? Так меня зовут только мои самые близкие друзья». Я ему: «Да я не знал. Просто подумал, что это отличный способ описать твою игру». Вот так все и началось. Он недоверчиво отреагировал, когда я произнес слова про «Черную кошку», но затем я почувствовал, что после этого момента мы будто стали общаться на другом уровне», – вспоминал Хэтфилд.
20. Jordan Brand выходит за пределы баскетбола
В 1997 году выпуск модели Jumpman Pro ознаменовал начало нового этапа Jordan Brand как самостоятельной торговой марки, без упоминания Nike и прочих атрибутов.
Под эгидой уже полноценного и независимого Jordan Brand была сформирована оригинальная Team Jordan, в которую вошли многообещающие спортсмены – первые официальные амбассадоры бренда. От баскетбола туда попали Рэй Аллен (Рэй-Рэй стал первым атлетом, подписанным Jordan Brand), Вин Бейкер, Эдди Джонс, Майкл Финли, Дерек Андерсон и Майк Бибби.
Однако чуть позже Майкл начал привлекать и представителей других видов спорта. Одним из таких стал ресивер «Миннесоты Вайкингс», легенда НФЛ и близкий друг Джейсона Уильямса – Рэнди Мосс (они вместе росли и играли в баскетбол за школьную команду).
Именно игроку «викингов» и было суждено стать атлетом, для которого Jordan Brand разработал первые именные небаскетбольные кроссовки.
Jumpman Super Freak стали не только полноценной именной моделью для Мосса, но и первым признаком амбиций Jordan Brand, простиравшихся далеко за пределы спорта.
21. Выпуск Air Jordan XVII вызвал возмущение у покупателей и конкурентов
Майклу и раньше доставалось за капиталистические замашки и крайне высокие цены на продукцию, но на этот раз Джордан решил пойти на принцип. Air Jordan XVII стали первыми кроссовками, цена на которые составила 200 долларов.
Однако представители бренда заранее подстраховались, сделав акцент на презентации и упаковке. Кроссовки продавались в специальном металлическом кейсе, внутри которого, помимо пары, лежал CD-диск с дополнительными рекламными и промо-материалами.
Несмотря на это, представители сети магазинов Foot Locker обратились в компанию с просьбой снизить цену. В итоге стороны пришли к компромиссу: модель продавалась по цене 175 долларов, но в ограниченном количестве.
22. Джордан носил Air Jordan III на двух данк-контестах
Первый – самый памятный и очевидный, в 1988 году, когда на ногах Майкла была расцветка «Black Cement». Но был и еще один, «импровизированный» данк-контест, в рамках которого Джордан соревновался с Джо Джо Инглишем, игроком университета Южной Каролины, впоследствии сыгравшим 50 матчей за «Чикаго Буллз».
«Это случилось в мае 1988 года, мне тогда было 18 лет. В младших классах я выиграл школьный данк-контест в Южной Каролине. И вот мой тренер Джордж Глимф решил провести еще один турнир, но уже среди игроков старших классов. Он знал Джордана по работе в тренировочных лагерях и пригласил его в качестве судьи. В «Каролина Колизей» набилось почти 12 тысяч зрителей, билеты стоили всего 3 доллара, и все хотели посмотреть на Майкла.
Официально я не мог участвовать в конкурсе, потому что уже подписал заявление о намерении поступить в Университет Южной Каролины. Но тренер Глимф сказал: «Не волнуйся, ты просто проведешь небольшую разминку с Эм Джеем». Я был в восторге, ведь я, как и все, был его фанатом. Джордан не рассчитывал ни на что подобное, поэтому пришел в зал, обутый в модельные туфли. В итоге ему пришлось позаимствовать кроссовки у парня по имени Терри Бейкер. Это были такие же Air Jordan III, в которых он побеждал Доминика, только расцветка была «White Cement».
Сперва все началось спокойно, он сказал: «Давай, парень, начинай, а я подхвачу». Я сделал первый данк, он повторил, и как только он услышал реакцию толпы, то захотел продолжить. Ему показалось, что толпа выше оценила мою попытку. В его глазах зажегся этот азарт. Он сказал: «Давай, парень, продолжим». Я ответил: «Нет, спасибо, я в порядке. Сейчас это уже история. Я не хочу все испортить», – вспоминал Инглиш.
23. Джордан, сам того не зная, оказал Кобе гигантскую услугу
Кобе был далеко не первым, кто вдохновлялся ядовитыми и чешуйчатыми пресмыкающимися. Сейчас, наверное, сложно в это поверить, но в основе дизайна Air Jordan XIX лежал внешний вид именно черной мамбы.
Почему об этом не говорят на каждом углу? Дело в том, что Джордан в ультимативной форме приказал отделу маркетинга переработать рекламную кампанию модели. Причиной стала его тотальная боязнь змей и всего, что с ними связано.
Поэтому вместо роликов с отсылками к змеям и смертоносной философии Jordan Brand выбрали более «травоядный» вариант с участием нового подписанта бренда – Кармело Энтони. Кто знает, если бы Джордан оказался более терпим к змеям, возможно, у Кобе не получилось бы создать такой яркий маркетинговый образ.
24. Air Jordan XXI – кроссовки с секретом
Майкл всегда любил, чтобы его кроссовки походили на мини-энциклопедию с отсылками, пасхалками и секретами. Модель XXI – это еще одно подтверждение его любви к завуалированным посланиям. На внутренней части кроссовка, в задней области, специальным образом нанесена надпись «Authentic» (настоящие). Разглядеть ее можно, только если направить на нее свет. Преподносился этот прием исключительно как способ выявления подделок, но в действительности всем понятно, что это очередной способ эффектного маркетинга и демонстрации своей уникальности.
25. Джордан запрещал ходить в своем доме в кроссовках, кроме Jordan Brand
«В детстве я часто бегала по дому в Skechers, что, по мнению моего отца, было ненормально. Я умоляла его: «Пожалуйста, позволь мне купить Skechers с подсветкой и колесиками!» Пару раз он разрешал мне носить кроссовки другой фирмы, но только на один день. На следующий день, когда я просыпалась, практически новая пара уже лежала в мусорном ведре. Неважно, что это была за пара. Неважно, кто их купил. Если я бегала по дому в кроссовках любой другой фирмы, кроме Jordan Brand, это автоматически означало, что на следующий день они оказывались в мусорке», – вспоминала старшая дочь Джордана Джасмин.
Что тут скажешь? С Джорданом жить – в унисон с ним выть.