Опубликовано чт, 08/02/2018 - 23:22
В итальянском футболе случилось нечто невероятное: впервые за 15 лет права на показ серии А выкупили не компании Руперта Мердока (Sky) и Сильвио Берлускони (Mediaset). На рынок неожиданно, но очень уверенно ворвались испанцы.
Речь идет о пакете на следующие три сезона – с лета 2018-го по 2021 год. Переговоры были мучительными: лига требовала чуть более миллиарда евро за каждый сезон, а вечные гиганты Sky Italia и Mediaset скупо предлагали 830 миллионов. И тут вмешалась испанская медиагруппа MediaPro. Она сразу согласилась платить требуемые 1,05 миллиарда евро в год и, соответственно, выиграла аукцион.
Итоговый чек за права на показ серии А в Италии – 3,15 миллиарда евро за 3 года.
Сейчас клубы получают от Sky Italia и Mediaset 924 миллиона евро в год.
Зачем это испанцам?
MediaPro купила права, чтобы потом заработать на перепродаже разным площадкам. В интернете покупателями испанцев могут стать Perform (эта компания развивает в том числе приложение DAZN, где по подписке можно смотреть любой спорт), мегамонстр Amazon и другие, рынок все еще созревает. На традиционном ТВ – все те же Sky Italia и Mediaset, тем более они уже вступили в переговоры.
Важная оговорка: чтобы все это продать, сделку между испанцами и лигой должен одобрить Антимонопольный комитет Италии. На решение у него есть 44 дня.
Правда, в Италии опасаются, что Sky может обратиться в суд и – всякое случается – там победить. В таком случае закрутится и забурлит хаос. Руперт Мердок на днях уже призывал серию А отказаться от этого договора из-за того, что MediaPro не собирается самостоятельно показывать матчи чемпионата, а выступит лишь в роли «оператора коммуникаций». Но в целом, как считают эксперты, все будет в порядке.
Теперь деньги от ТВ будут распределяться равномерно
Еще одно революционное решение – пересмотр закона Меландри со следующего сезона. Сейчас доходы от продажи телеправ распределяются так:
40% – делятся поровну между всеми клубами серии А;
15% – в соответствии с достижениями клуба за 5 лет;
10% – по историческим результатам начиная c сезона-1946/47;
5% – итоговое место в прошлом чемпионате;
Ну и самое интересное: 30% – в зависимости от аудитории («круг пользователей»). Эти 30% делятся на две категории, где 5% – численность населения города, а 25% – «сторонники» клуба.
С последней формулировкой в Италии всегда были проблемы. Болельщик «Ювентуса», проживающий в Беневенто (регион Кампания, где главный клуб все-таки «Наполи»), может сказать, что ему интересны сразу 3 команды? Может. Но при распределении средств постоянно учитывались только «клубы сердца». Эта ситуация и провоцировала конфликты.
Как прямо сейчас распределяются деньги от ТВ
Теперь решено объединить численность города со «сторонниками» в одну категорию – «тифози», а также сократить ее долю в структуре доходов на 10% («Ювентус Стэдиум» сразу заволокло тучами – 62,6 млн евро превращаются в 26,6 млн). Эти 10% ушли в общий процент, который теперь будет распределяться чуть более справедливо и составит 50%.
Исторические результаты и результаты за последние 5 лет тоже подсократили (до 5 и 10% соответственно), повысив значимость достижений прошлого сезона (теперь – 15%).
Как будут распределяться деньги от ТВ
В общем, аутсайдеры и середняки точно запускают праздничные салюты – доходы вырастут минимум в два раза. Из грандов недоволен должен быть «Ювентус»: статус привилегированного клуба испаряется, «синьора» становится просто лидером, теряя при этом порядка 16 миллионов евро прогнозируемых доходов. У «Милана» скромный рост в прогнозируемые 600 тысяч, но тут нужно винить себя и свои результаты, а не закон Меландри.
Фото: Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro; instagram.com/mediapro