Опубликовано пн, 26/10/2009 - 17:06
Телевидение в новейшей российской истории не баловало спорт своим вниманием. В далеком 2002 году еще у Профессиональной хоккейной лиги возникали сложности с трансляциями хоккейных матчей в прямом эфире, т.к. ни один центральный телевизионный канал не был заинтересован в этом. Канал «ТВЦ» показывал матчи, только в ночное время, мотивируя это тем, что спортивные мероприятия не вписываются в информационный имидж канала. Другие каналы (такие как «7 ТВ») заключали соглашение с клубами на показ их матчей.
Спортивные клубы были заинтересованы в получении прибыли от продаж прав на трансляции матчей в прямом эфире. Федеральные каналы обязывали заблаговременно предоставлять график проведения матчей, т.к. программа телепередач составляется заблаговременно. Для спортивных клубов такие требования со стороны телевидения являлись недопустимыми в силу непредсказуемости исхода игры.
Например, хоккей мог быть представлен широкой публике только одним матчем из тура. Телеканал «Россия» отказался от трансляций матча чемпионата, объяснив это, отсутствием четкого графика времени предоставления эфира. Футбол, в свою очередь, имел свое эфирное время для трансляции матча очередного тура (суббота, 16-00).
Руководство телеканала не имело представления о том, каким образом можно покупать права на трансляцию чемпионата, а также, ссылаясь на разный уровень команд, предлагало сократить их количество, мотивируя это повышением зрительского интереса со стороны болельщиков.
В настоящее время ситуация изменилась. Интерес к трансляции хоккейных матчей со стороны телевидения значительно возрос.
В этом сезоне матчи Континентальной Хоккейной Лиги (КХЛ) будут транслировать сразу два телевизионных канала, причем, большинство игр в прямом эфире. Это новый этап становления Российского медийного продукта. Только в этом сезоне планируется более 400 трансляций! Из этого числа - 57% матчей готов показать специализированный хоккейный телеканал «КХЛ-ТВ», который принимает сигналы с помощью спутника Омега, даже в западной Европе. Это является новой возможностью продвижения отечественного бренда.
Континентальная Хоккейная Лига заинтересована в проекте «КХЛ - ТВ» на долгосрочной основе, и готова сама заниматься производством и доставкой сигнала. КХЛ выгодно наличие платного телеканала - это дает возможность зарабатывать деньги на рекламе. КХЛ сформулировала стратегию освещенности чемпионата, что включает в себя наличие бесплатного и платного телеканала. Переход должен быть плавным, чтобы потребитель осознал сложившуюся ситуацию, и сделали свой выбор.
«КХЛ-ТВ» заключил договоры с региональными каналами на трансляцию матчей.
Клубы заинтересованы в создании специализированного канала. Это позволит нашим командам получать прибыль с трансляций матчей. Конечно, со временем должна быть пересмотрена система трансляций, потому как каждый клуб должен сам продавать права на показ своих матчей телевидению.
Сейчас же суммы, которые клубы получают от телевидения, не равны. Клубам-олигархам достается «самый толстый кусок пирога», а остальным - «остатки с барского стола». КХЛ необходимо участвовать в процессе распределения денежных средств от телевизионных трансляций между 24 клубами. В противном случае, прогресса у клубов не произойдет, а возникнет колоссальный разрыв между ними.
После создания канала болельщики разделились на два враждующих лагеря. Одни довольны тем, что смогут смотреть больше качественного хоккея. Представителей другого лагеря не устраивает необходимость вносить абонентскую плату за просмотр данного телевизионного канала. Конечно, у тех и других есть право выбора.
Спорт на западе уже вошел в перечень платных продуктов. Все самое интересное транслируется на платном телевидении. В Англии, например, после создания в 1992 году премьер-лиги и заключения спонсорского контракта со спутниковой компанией SKY существовали прогнозы о том, что болельщики перестанут посещать футбольные матчи. Впоследствии стало очевидно, что болельщик принял это предложение. Следствием тому, стало немалые гонорары от телевидения, которые получают клубы Англии в настоящее время.
Но больше всего недовольства в виду создания специализированного канала выразил телеканал «Спорт». На их взгляд «КХЛ-ТВ» мешает развитию хоккея, тормозит процесс привлечения новых болельщиков. Потому как, «КХЛ-ТВ» является платным каналом, а граждане нашей страны привыкли смотреть отечественный хоккей бесплатно.
Канал начнет вещание в январе в новом формате и будет себя позиционировать как молодежный канал «+25». Данный телеканал будет ориентирован на аудиторию молодых людей в возрасте 25 - 30 лет. Из эфира уйдут не приносящие прибыль и затратные проекты, (такие как «Формула -1»).
Руководство нашей страны осознало необходимость существования хоккейного канала. В свое время Владимир Шалаев вице-президент ПХЛ заявил : «мы должны создать такой имидж, чтобы рекламщики, спонсоры и телевизионные каналы стояли в очередь». С тех пор прошло много лет. И вот этот шаг сделан.Создание канала «КХЛ-ТВ» - это прорыв в нашем консервативном обществе. Это дает возможность спортивным клубам зарабатывать от трансляций. Конечно, это будет не в первом сезоне, но в следующих сезонах канал «КХЛ-ТВ» должен быть прибыльным.
Егор Пронченко.